Ученый-астрофизик НИИ ядерной физики Московского университета имени М.В. Ломоносова Александр Панов обеспокоен судьбой фундаментальной науки.
Фото с сайта: www.kp.ru
Ученый-астрофизик НИИ ядерной физики Московского университета имени М.В. Ломоносова обеспокоен деградацией фундаментальной науки
31.10.12 13:59 | MsuNews.Ru

10 ноября ученые всех стран отметят Всемирный день науки. Дату учредила международная организация ЮНЕСКО в 2001 году. Свое мнение том, что происходит с наукой сегодня, высказал на Международном конгрессе «Глобальное будущее 2045», прошедшем в Москве, астрофизик, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник отдела частиц сверхвысоких энергий Научно-исследовательского института ядерной физики им. Д. В. Скобельцына МГУ имени М.В. Ломоносова (НИИЯФ МГУ) Александр Панов, сообщает «Комсомольская правда» в своей публикации.

– Я, как ученый-астрофизик, больше всего беспокоюсь о судьбе науки, – признался Александр Дмитриевич. – И вот почему. Любое прогрессивное явление в эволюции не может лидировать вечно. В этом смысле наука – типичное прогрессивное явление, которое возникло в ответ на некие кризисы и служила для их преодоления. Но ей на смену в скором будущем должен прийти какой-то другой лидер, о котором мы пока ничего не знаем. Наука при этом не исчезнет полностью: она перейдет в некое более подчиненное состояние.

Станислав Лем еще в 1963 году ввел понятие информационного кризиса, связанного с наукой. Это что такое? Каждое новое открытие приводит к возникновению новых научных проблем, на которые еще нет ответа. Поэтому количество нерешенных научных проблем растет. Но количество ученых в том же режиме расти не может, поэтому ученых через некоторое время будет не хватать на возникающие научные проблемы. Возникает то, что он назвал «разрывом фронта науки»: не все научные проблемы, которые должны быть исследованы, реально исследуются. В итоге наука теряет свою целостность и начинает деградировать.

Особенно это касается таких фундаментальных наук, как астрофизика и космология. Дело в том, что стоимость этих научных исследований непрерывно возрастает. И более того, развитие новых технологий не позволяет преодолеть эту тенденцию. Взять, к примеру, все растущий и растущий размер коллайдера. Сейчас построен огромный коллайдер LHC. И коллайдер еще больших размеров, возможно, построить уже будет просто невозможно. Все растущие и растущие телескопы. Однако земные ресурсы ограниченны, и поэтому должен быть положен предел этому самому росту.

Ограничение ресурсов и рост научных исследований ведет к тому, что количество научных исследований в единицу времени начинает падать. Падение количества новых открытий в единицу времени снижает интерес к науке. Снижение же интереса к науке снижает финансирование науки. Снижение финансирования науки еще более сокращает поток научных открытий. Все это может привести к внезапному коллапсу финансирования фундаментальной науки.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
FacebookTwitterВконтактеTelegram

Виктор Садовничий предложил развивать транспортный мегапроект в рамках технологической долины МГУ
16.10.19 20:27 | MsuNews.Ru
Мегапроект «Единая Евразия: Интегральная евразийская транспортная система», который должен обеспечить связанность территорий и их активное развитие, может стать одним из проектов научно-технологической долины МГУ имени М.В. Ломоносова, пишет ТАСС.

Телескоп, собранный в НИИЯФ МГУ, зафиксировал первые мощные вспышки в атмосфере с борта МКС