Поиск по МГУ | Лента новостей | В картинках | Работа | Форум | MsuWiki | Карты | Ссылки | Партнеры | О проекте
Новости
Университет
Работа
Поступление
Наука
Интернет
Происшествия
Космос
Спорт
Строительство

Факультеты
Институты
Подразделения
Филиалы

MsuWiki
Университет
Работа
Поступление
Учеба
Студенты
Выпускники
Наука
Конференции
Культура
Спорт
Интернет

Факультеты
Институты
Центры
Филиалы


Университет

Факультет искусств МГУ предлагает студентам углубленное изучение дисциплин, раскрывающих специфику конкретного вида искусства.
Факультет искусств МГУ предлагает студентам углубленное изучение дисциплин, раскрывающих специфику конкретного вида искусства.
Фото с сайта: www.msu.ru
Зачем Московскому университету имени М.В. Ломоносова «изящный» факультет и как сдать письменный экзамен по балету?…
30.09.12 12:33 | MsuNews.Ru

По данным социологов, самыми популярными творческими специальностями у молодежи стали веб-дизайнер, ведущий-шоумен и модель. Они потеснили певцов, танцоров и художников. Почему молодежь плохо воспринимает классическое искусство? Зачем Московскому университету «изящный» факультет? И как сдать письменный экзамен по балету? Об этом и многом другом обозревателю «;Российской газеты» рассказал декан факультета искусств Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова профессор Александр Лободанов.

Александр Павлович, оказывается, у нас можно встретить балетмейстера с дипломом МГУ. Почему в классическом вузе нужно готовить теоретиков и практиков искусства? Есть же профильные заведения.

Александр Лободанов: Не удивляйтесь. Факультет изящных искусств был в Московском университете с самого начала. Многие из истории прекрасно знают, что в 1755 году, когда он открылся, было три факультета: философии, медицины и права. Но художественное образование называлось не факультетом, а классами. Учили пению, танцу, рисованию, игре на скрипке, архитектурному построению. То есть всему тому, чему мы учим сейчас.

Вы конкурируете с другими творческими вузами?

Александр Лободанов: Нет. У нас другие стандарты обучения, другая концепция и другие задачи. Российские творческие вузы, особенно сейчас, больше внимания уделяют практике. За рубежом, например, в Берлинской академии искусств, четко разделяют: либо теория, либо только практика. Либо вы играете на скрипке, либо четыре года изучаете квартеты Брамса. В университете штата Нью-Йорк в США есть факультет гуманитарных наук и искусств. Тот же подход. В теории – много политологии, религии. Проблемами «жизни» искусства и его современного состояния никто не занимается.

Мы же стараемся гармонично соединять теорию с практикой. У нас фундаментальное теоретическое искусствоведческое образование, ведущая кафедра – семиотики и теории искусства. И большой объем практики – в тех же объемах, какие положены по министерскому стандарту в творческих вузах. Например, у студента певческого отделения должно быть четыре индивидуальных встречи с преподавателем в неделю. Наши педагоги эти четыре встречи с каждым отрабатывают. Есть художественные и музыкальные лаборатории, учебный театр.

Кто ваши выпускники?

Александр Лободанов: Актеры театра, оперные певцы, балетмейстеры, хореографы. К нам приходят выпускники школ, и уже состоявшиеся профессионалы. Допустим, у балерины к 40 годам танцевальная карьера, считай, уже закончена. Что делать? Мы даем хорошую педагогическую и искусствоведческую подготовку, после чего можно и хореографом работать, и в журналах по искусству.

Но в первую очередь факультет искусств создан, чтобы выпускать людей счастливых: не просто «натасканных» красиво поднимать ноги или бегло перебирать клавиши. Образование – основа счастья человека, в этом я уверен.

В Интернете прочитал недавно список идеалов современного молодого человека, который составили ребята из какого-то молодежного движения. Три позиции – здоровый, успешный, радостный. Вроде бы все правильно и хорошо. Но образования-то нет и в помине. По данным ВЦИОМ, 52 процента молодых людей 18–24 лет считают примером для подражания представителей «золотой молодежи», 42 процента – бизнесменов и олигархов. 52 процента россиян 18–24 лет хотят подражать «золотой молодежи»

Многие творческие вузы ЕГЭ не жалуют. А вы?

Александр Лободанов: Я противник ЕГЭ в том виде, в каком экзамен сейчас существует. Основная ошибка ЕГЭ, на мой взгляд, в том, что воспитание и образование – главные задачи школы, подменяются натаскиванием, механической подготовкой. Школьники у нас замечательные, я это знаю точно: моя старшая невестка работает в школе психологом, а племянница – завуч. Детям просто не дают времени на формирование своей мысли.

Несколько лет назад в демо-версии ЕГЭ по литературе был вопрос: «Любит ли Онегин Татьяну?». И ответы: «Да», «Нет», «Да, но не очень». Правильным ответом считался третий. Скажите, ну как можно отношения героев Пушкина сводить к банальности! Почитайте их письма, сцену, когда в конце Онегин признается в любви, а Татьяна отвергает. Какое там «любит, но не очень», как можно ставить какие-то галочки? А получается, грубо говоря, что, если школьник ответит «да, но не очень», его можно брать в университет на филфак?.. Подобная система сильно сужает кругозор школьников в старших классах. Критический взгляд и самостоятельность мышления оказываются практически не нужны. Другая беда, которую я вижу сегодня – подмена понятий. Вместо выбора профессии и вуза, некоторые школьники выбирают экзамен. Да тот, который легче сдать.

Слышала, что сейчас снижается количество желающих поступать на творческие специальности. Вот в Гнесинке недобор на отделение композиторов. Это связано с демографическим спадом или есть другие причины?

Александр Лободанов: У нашей молодежи не развита и не воспитана эстетическая потребность. И школа ее не воспитывает, и семья. А ведь рисовать, петь и ритмически двигаться – такие же врожденные естественные функции, как дыхание и зрение. Художественная практика должна стать обязательной для школьников. Только так можно воспитать эстетическую потребность рисовать, слушать музыку… Кстати, мы сейчас вводим курс танца для всех специальностей, как это и было еще во времена Ломоносова. Танцующий человек «вытанцовывает» негативные эмоции. Вот почему это необходимо!

Сегодня, увы, понятие прекрасного сильно заужено. Искусство и культура воспринимаются молодежью как развлечение, а не как основа воспитания счастливого человека.

У вас есть творческий конкурс?

Александр Лободанов: Конечно. Как у всех творческих вузов и факультетов, с этого года он в двух частях – письменный и устный. И, признаться, я не уверен в необходимости письменной части. Объясните, как балерине сдавать танец письменно? Как певице петь «от руки»? А хореографу? Па-де-де ведь на бумаге не распишешь.



Новости раздела

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова занял пятое место в рейтинге лучших вузов стран БРИКС
24.11.17 13:50 | MsuNews.Ru
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова занял пятое место в рейтинге лучших вузов стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) по версии британской компании Quacquarelli Symonds (QS), сообщает «Коммерсант».

Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий предложил создать международную ассоциацию ректоров университетов
05.11.17 17:10 | MsuNews.Ru
Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий предложил создать международную ассоциацию ректоров университетов для налаживания общения разных вузов мира, сообщает издание «Россия сегодня».

В рамках фестиваля науки в МГУ пройдет лекция сооснователя компании Apple Стива Возняка
03.10.17 13:58 | MsuNews.Ru
В субботу, 7 октября 2017 года в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова состоится лекция сооснователя компании Apple легендарного Стива Возняка. Вход на мероприятие свободный для всех гостей фестиваля науки NAUKA 0+.



Rambler's Top100
 
© 2003−2011 MsuNews.Ru – Новости МГУ
© 2003−2011 Разработка и дизайн – MMForce.Net
О проекте | Обратная связь | Разместить рекламу
Условия использования | Экспорт новостей (RSS)