|
Поиск по МГУ | Лента новостей | В картинках | Работа | Форум | MsuWiki | Карты | Ссылки | Партнеры | О проекте
|
Новости
Университет Карьера Поступление Наука Интернет Происшествия Космос Спорт Строительство Филиалы Факультеты Институты
MsuWiki
Университет Работа Поступление Учеба Студенты Выпускники Наука Конференции Культура Спорт Интернет Факультеты Институты Центры Филиалы |
Университет
Зачем Московскому университету имени М.В. Ломоносова «изящный» факультет и как сдать письменный экзамен по балету?… 30.09.12 12:33 | MsuNews.Ru
По данным социологов, самыми популярными творческими специальностями у молодежи стали веб-дизайнер, ведущий-шоумен и модель. Они потеснили певцов, танцоров и художников. Почему молодежь плохо воспринимает классическое искусство? Зачем Московскому университету «изящный» факультет? И как сдать письменный экзамен по балету? Об этом и многом другом обозревателю «Российской газеты» рассказал декан факультета искусств Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова профессор Александр Лободанов. Александр Павлович, оказывается, у нас можно встретить балетмейстера с дипломом МГУ. Почему в классическом вузе нужно готовить теоретиков и практиков искусства? Есть же профильные заведения. Александр Лободанов: Не удивляйтесь. Факультет изящных искусств был в Московском университете с самого начала. Многие из истории прекрасно знают, что в 1755 году, когда он открылся, было три факультета: философии, медицины и права. Но художественное образование называлось не факультетом, а классами. Учили пению, танцу, рисованию, игре на скрипке, архитектурному построению. То есть всему тому, чему мы учим сейчас. Вы конкурируете с другими творческими вузами? Александр Лободанов: Нет. У нас другие стандарты обучения, другая концепция и другие задачи. Российские творческие вузы, особенно сейчас, больше внимания уделяют практике. За рубежом, например, в Берлинской академии искусств, четко разделяют: либо теория, либо только практика. Либо вы играете на скрипке, либо четыре года изучаете квартеты Брамса. В университете штата Нью-Йорк в США есть факультет гуманитарных наук и искусств. Тот же подход. В теории – много политологии, религии. Проблемами «жизни» искусства и его современного состояния никто не занимается. Мы же стараемся гармонично соединять теорию с практикой. У нас фундаментальное теоретическое искусствоведческое образование, ведущая кафедра – семиотики и теории искусства. И большой объем практики – в тех же объемах, какие положены по министерскому стандарту в творческих вузах. Например, у студента певческого отделения должно быть четыре индивидуальных встречи с преподавателем в неделю. Наши педагоги эти четыре встречи с каждым отрабатывают. Есть художественные и музыкальные лаборатории, учебный театр. Кто ваши выпускники? Александр Лободанов: Актеры театра, оперные певцы, балетмейстеры, хореографы. К нам приходят выпускники школ, и уже состоявшиеся профессионалы. Допустим, у балерины к 40 годам танцевальная карьера, считай, уже закончена. Что делать? Мы даем хорошую педагогическую и искусствоведческую подготовку, после чего можно и хореографом работать, и в журналах по искусству. Но в первую очередь факультет искусств создан, чтобы выпускать людей счастливых: не просто «натасканных» красиво поднимать ноги или бегло перебирать клавиши. Образование – основа счастья человека, в этом я уверен. В Интернете прочитал недавно список идеалов современного молодого человека, который составили ребята из какого-то молодежного движения. Три позиции – здоровый, успешный, радостный. Вроде бы все правильно и хорошо. Но образования-то нет и в помине. По данным ВЦИОМ, 52 процента молодых людей 18–24 лет считают примером для подражания представителей «золотой молодежи», 42 процента – бизнесменов и олигархов. 52 процента россиян 18–24 лет хотят подражать «золотой молодежи» Многие творческие вузы ЕГЭ не жалуют. А вы? Александр Лободанов: Я противник ЕГЭ в том виде, в каком экзамен сейчас существует. Основная ошибка ЕГЭ, на мой взгляд, в том, что воспитание и образование – главные задачи школы, подменяются натаскиванием, механической подготовкой. Школьники у нас замечательные, я это знаю точно: моя старшая невестка работает в школе психологом, а племянница – завуч. Детям просто не дают времени на формирование своей мысли. Несколько лет назад в демо-версии ЕГЭ по литературе был вопрос: «Любит ли Онегин Татьяну?». И ответы: «Да», «Нет», «Да, но не очень». Правильным ответом считался третий. Скажите, ну как можно отношения героев Пушкина сводить к банальности! Почитайте их письма, сцену, когда в конце Онегин признается в любви, а Татьяна отвергает. Какое там «любит, но не очень», как можно ставить какие-то галочки? А получается, грубо говоря, что, если школьник ответит «да, но не очень», его можно брать в университет на филфак?.. Подобная система сильно сужает кругозор школьников в старших классах. Критический взгляд и самостоятельность мышления оказываются практически не нужны. Другая беда, которую я вижу сегодня – подмена понятий. Вместо выбора профессии и вуза, некоторые школьники выбирают экзамен. Да тот, который легче сдать. Слышала, что сейчас снижается количество желающих поступать на творческие специальности. Вот в Гнесинке недобор на отделение композиторов. Это связано с демографическим спадом или есть другие причины? Александр Лободанов: У нашей молодежи не развита и не воспитана эстетическая потребность. И школа ее не воспитывает, и семья. А ведь рисовать, петь и ритмически двигаться – такие же врожденные естественные функции, как дыхание и зрение. Художественная практика должна стать обязательной для школьников. Только так можно воспитать эстетическую потребность рисовать, слушать музыку… Кстати, мы сейчас вводим курс танца для всех специальностей, как это и было еще во времена Ломоносова. Танцующий человек «вытанцовывает» негативные эмоции. Вот почему это необходимо! Сегодня, увы, понятие прекрасного сильно заужено. Искусство и культура воспринимаются молодежью как развлечение, а не как основа воспитания счастливого человека. У вас есть творческий конкурс? Александр Лободанов: Конечно. Как у всех творческих вузов и факультетов, с этого года он в двух частях – письменный и устный. И, признаться, я не уверен в необходимости письменной части. Объясните, как балерине сдавать танец письменно? Как певице петь «от руки»? А хореографу? Па-де-де ведь на бумаге не распишешь. Присоединяйтесь к нам в соцсетях: Новости раздела
В МГУ пройдет Весенний онлайн-турнир «Играем в Го» на приз портала «Новости МГУ»
11.03.23 18:03 | MsuNews.Ru С 13 марта по 6 апреля 2023 года в Московском государственном университете пройдет Весенний онлайн-турнир «Играем в Го» на приз портала «Новости МГУ». Соревнование пройдет на сервере OGS в двух категориях: Мастера и Новички. Турнир проводится проектом «Играем в Го»…
1 марта в Московском государственном университете пройдет акция «Сбор МГУ»
01.03.23 01:23 | MsuNews.Ru «Сдавай и не сдавайся» – девиз главной экологической акции Московского университета, организаторы которой предлагают отправлять отходы не в мусорный бак, а на переработку, и тем самым сделать посильный шаг к сохранению экологии нашей планеты.
В МГУ имени М.В. Ломоносова почтили память основоположника отечественной педагогики Константина Ушинского
25.02.23 11:34 | MsuNews.Ru В понедельник, 20 февраля на факультете журналистики МГУ состоялось торжественное мероприятие, посвященное памяти великого ученого. В церемонии приняли участие ректор МГУ Виктор Садовничий, декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова… |
|
||
|
|