Космическая платформа «Карат» для микроспутников научного назначения.
Фото с сайта: eco.rian.ru
Разработанный в НИИЯФ МГУ имени М.В. Ломоносова космический аппарат «Рэлек» полетит в космос без «Моники»
07.09.12 18:02 | MsuNews.Ru

Как сообщает РИА Новости, российские научные спутники «Рэлек» и «Моника», которые предполагалось отправить в космос одновременно в рамках программы МКА-ФКИ (малые космические аппараты для фундаментальных космических исследований), полетят на орбиту порознь – соответствующее решение вскоре может принять Роскосмос и Совет РАН по космосу.

«Готовят такое решение, оно еще не подписано, но его готовят. Оно может быть официально принято в течение месяца-двух», – сказал РИА Новости Аркадий Гальпер, директор Института космофизики МИФИ, где создается «Моника». Телескоп-спектрометр «Моника», предназначенный для исследования тяжелых ионов в потоках космических лучей, ранее предполагалось объединить космическим аппаратом «Рэлек», создаваемым для изучения релятивистских электронов в НИИ ядерной физики МГУ имени М.В Ломоносова.

Заместитель руководителя проекта «Рэлек» Сергей Свертилов из НИИЯФ МГУ имени М.В Ломоносова подтвердил РИА Новости, что решение о «разводе» с «Моникой» обсуждается, хотя официально пока не принято. По его словам, одним из факторов, повлиявших на это решение, стала различия в научных задачах. «В какой-то степени повлияла ориентация. Возникают разные задачи, им нужна одна ориентация, нам нужна другая. Платформа не может делать одновременно и то, и то», – сказал Свертилов. Кроме того, добавил он, если эксперименты будут разделены, то условия по энергетике будут более комфортными.

Он рассказал, что аппарат «Рэлек», предназначенный для исследования релятивистских электронов в околоземной пространстве, сейчас находится на стадии наземной экспериментальной отработки. «Технологический образец изготовлен, проводятся конструкторско-доводочные испытания, по итогам которых, я надеюсь, мы достаточно быстро сделаем летный экземпляр. Поставка летного образца в НПО Лавочкина запланирована на декабрь», – сказал собеседник агентства.

Свертилов сказал, что отправлять зонд на орбиту планируется в ходе попутного запуска со спутником «Метеор-М2», запланированного на март 2013 года. «Но когда он будет реально – неясно», – добавил он.

Основной целью «Рэлека» являются релятивистские электроны – электроны высоких энергий, которые являются наиболее опасным поражающим факторов для бортовой электроники спутников. Природа этих электронов, хотя они были открыты давно, до сих пор не вполне ясна. Полной теории их происхождения нет. Помимо выяснения природы эти частиц «Рэлек» будет выяснять их возможную связь с высотными электрическими разрядами в самых высоких слоях атмосферы Земли – «эльфами», «спрайтами» и другими.

Федеральная космическая программа на данном этапе предусматривает запуск пяти малых научных космических аппаратов на базе платформы «Карат». Эти спутники несут один-два научных прибора и запускаются в качестве попутной нагрузки с «большими» космическими аппаратами.

Первый из серии МКА-ФКИ – аппарат с прибором «Зонд-ПП» на борту – был запущен в конце июля вместе с четырьмя другими спутниками и в настоящее время проходит стадию летных испытаний. Этот прибор, созданный в Институте радиотехники и электроники РАН (ИРЭ) предназначен для получения данных о температуре и солености поверхности океана, а также о температуре и влажности поверхностного слоя на суше.

Вторым запущенным аппаратом должен стать «Рэлек», а за ним последуют «Конус-М» (исследование гамма-всплесков), «Странник» (исследования турбулентной плазмы в околоземном пространстве) и «Арка» (исследования активных областей на Солнце).

В Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова открылась Национальная антидопинговая лаборатория
01.01.19 15:23 | MsuNews.Ru
28 декабря ректор Московского университета академик В.А. Садовничий открыл Национальную антидопинговую лабораторию (НАДЛ) в реконструированном корпусе МГУ на Ленинских горах, сообщается на сайте Московского университета. НАДЛ была создана приказом ректора МГУ от 30 марта…

В Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова разработали устройство для плазменной обработки поверхностей
21.08.18 13:55 | MsuNews.Ru
Молодые учные физического и химического факультетов Московского государственного университете имени М.В. Ломоносова разработали устройство для плазменной обработки поверхностей, сообщает Информационно-аналитический центр «МедиаНьюс».

С борта МКС запустили спутники с разработанными НИИЯФ МГУ имени М.В. Ломоносова датчиками «космической погоды»