Спутник «Университетский – Татьяна-2» на испытательном стенде.
Фото с сайта www.vniiem.ru.
Университетский спутник «Татьяна-2» обнаружил «неопознанные космические явления»
13.10.11 00:25 | MsuNews.Ru

Результаты недолгой работы на околоземной орбите микроспутника МГУ им. Ломоносова «Университетский-Татьяна-2» приятно удивили ученых: запущенный в 2009 году аппарат проработал всего 4 месяца, однако с его помощью удалось обнаружить абсолютно новые физические явления. Об этом сообщил сегодня в эксклюзивном интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС директор Научно-исследовательского института ядерной физики им. Д.В. Скобельцына (НИИЯФ МГУ) Михаил Панасюк.

Он напомнил, что научная программа «Татьяны-2» явилась продолжением исследований, проведенных на предыдущем космическом аппарате – «Татьяна-1». Установленная на нем уникальная научная аппаратура позволила зарегистрировать в верхних слоях атмосферы Земли кратковременные атмосферные свечения (транзиенты), которые называют спрайтами, эльфами и голубыми струями, и подтвердить связь этих явлений с грозами (молниями).

Результаты миссии космический аппарат «Татьяна-2», оснащенного еще более совершенным детектором ультрафиолетовых излучений и красного света (ДУФиК), стали сенсационными: были обнаружены два новых класса физических явлений, которые могут быть не связаны с грозами.

Первым неожиданным результатом стали не обязательно связанные с облачными районами серии последовательных вспышек в ультрафиолетовом и красном свете. «Оказалось, что существует особый класс явлений – квазипериодичные всплески в верхних слоях атмосферы. Мы в течение нескольких минут регистрировали в непрерывном режиме последовательную цепочку событий. За это время спутник пролетел тысячи километров, в том числе и над областями, где не было никакой облачности, а световые вспышки, тем не менее, наблюдались», – рассказал Панасюк. Ученые пока не пришли к однозначным выводам, чем были вызваны эти вспышки /возможно, возбужденной ионосферой Земли или потоками заряженных частиц снизу или сверху/, однако уже ясно, что «в верхних слоях атмосферы существуют процессы более сложные, чем это „заложено“ в широко обсуждаемую модель генерации транзиентов», убежден руководитель НИИЯФ МГУ.

Кроме того, космический аппарат «Татьяна-2» получил еще один совершенно новый результат: его аппаратура зафиксировала непонятное явление – слабые вспышки, которые наблюдались в широком интервале долгот и широт. «Оказалось, что в отличие от мощных событий, которые в основном концентрируются над материками, также как и молнии во время гроз, слабые транзиенты /вспышки/ распределены равномерно над всей поверхностью Земли», – пояснил Панасюк. Приоткрыть завесу тайны ученые планируют с помощью более совершенной аппаратуры, которая будет установлена на следующем университетском спутнике – «Ломоносов» (запуск намечен на весну 2012 года). В частности, с помощью очень чувствительного орбитального телескопа ТУС планируется проследить процесс возникновения этих явлений в динамике и, возможно, понять начальную фазу событий.

Помимо «Ломоносова», аппаратура НИИЯФ для изучения космических вспышек будет установлена еще на двух космических аппаратов, запуск которых запланирован в ближайшем будущем, – микроспутниках «Чибис-М» и «РЭЛЕК»;. Первый будет выведен на орбиту с помощью грузового корабля «Прогресс М-13М» в январе 2012 года, а запуск второго ожидается через 1–1,5 года. «Таким образом, за пару лет в космос отправится целая „флотилия“ спутников для изучения явлений в верхних слоях атмосферы», – констатировал Панасюк.

В Шуваловском корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась встреча с космонавтом-испытателем, героем России Сергеем Рязанским
13.04.18 19:21 | MsuNews.Ru
11 апреля в Шуваловском корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках Международного молоджного форума «Ломоносов-2018» состоялась встреча с космонавтом-испытателем, героем России Сергеем Николаевичем Рязанским. Об этом рассказал в своей публикации в социальной сети FacebookНиколай…

Климатологи Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова завершили роект по изучению микроклимата крупных городов России
23.03.18 18:21 | MsuNews.Ru
Климатологи Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова завершили многолетний проект по изучению микроклимата крупных городов России в условиях глобального потепления, сообщает интернет-ресурс «Русское географическое общество».

Ученые физического факультет МГУ имени М.В. Ломоносова разработали метод создания оптических элементов для чипов квантового компьютера
24.11.17 14:05 | MsuNews.Ru
По информации, опубликованной на сайте Cnews.ru, сотрудники физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова сформулировали новую теоретическую модель и разработали действующую установку, позволяющую создавать компактные оптические элементы для чипов квантового компьютера.