Карьера

Спутник «Университетский – Татьяна-2» на испытательном стенде.
Фото с сайта www.vniiem.ru.
Университетский спутник «Татьяна-2» обнаружил «неопознанные космические явления»
13.10.11 00:25 | MsuNews.Ru

Результаты недолгой работы на околоземной орбите микроспутника МГУ им. Ломоносова «Университетский-Татьяна-2» приятно удивили ученых: запущенный в 2009 году аппарат проработал всего 4 месяца, однако с его помощью удалось обнаружить абсолютно новые физические явления. Об этом сообщил сегодня в эксклюзивном интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС директор Научно-исследовательского института ядерной физики им. Д.В. Скобельцына (НИИЯФ МГУ) Михаил Панасюк.

Он напомнил, что научная программа «Татьяны-2» явилась продолжением исследований, проведенных на предыдущем космическом аппарате – «Татьяна-1». Установленная на нем уникальная научная аппаратура позволила зарегистрировать в верхних слоях атмосферы Земли кратковременные атмосферные свечения (транзиенты), которые называют спрайтами, эльфами и голубыми струями, и подтвердить связь этих явлений с грозами (молниями).

Результаты миссии космический аппарат «Татьяна-2», оснащенного еще более совершенным детектором ультрафиолетовых излучений и красного света (ДУФиК), стали сенсационными: были обнаружены два новых класса физических явлений, которые могут быть не связаны с грозами.

Первым неожиданным результатом стали не обязательно связанные с облачными районами серии последовательных вспышек в ультрафиолетовом и красном свете. «Оказалось, что существует особый класс явлений – квазипериодичные всплески в верхних слоях атмосферы. Мы в течение нескольких минут регистрировали в непрерывном режиме последовательную цепочку событий. За это время спутник пролетел тысячи километров, в том числе и над областями, где не было никакой облачности, а световые вспышки, тем не менее, наблюдались», – рассказал Панасюк. Ученые пока не пришли к однозначным выводам, чем были вызваны эти вспышки /возможно, возбужденной ионосферой Земли или потоками заряженных частиц снизу или сверху/, однако уже ясно, что «в верхних слоях атмосферы существуют процессы более сложные, чем это „заложено“ в широко обсуждаемую модель генерации транзиентов», убежден руководитель НИИЯФ МГУ.

Кроме того, космический аппарат «Татьяна-2» получил еще один совершенно новый результат: его аппаратура зафиксировала непонятное явление – слабые вспышки, которые наблюдались в широком интервале долгот и широт. «Оказалось, что в отличие от мощных событий, которые в основном концентрируются над материками, также как и молнии во время гроз, слабые транзиенты /вспышки/ распределены равномерно над всей поверхностью Земли», – пояснил Панасюк. Приоткрыть завесу тайны ученые планируют с помощью более совершенной аппаратуры, которая будет установлена на следующем университетском спутнике – «Ломоносов» (запуск намечен на весну 2012 года). В частности, с помощью очень чувствительного орбитального телескопа ТУС планируется проследить процесс возникновения этих явлений в динамике и, возможно, понять начальную фазу событий.

Помимо «Ломоносова», аппаратура НИИЯФ для изучения космических вспышек будет установлена еще на двух космических аппаратов, запуск которых запланирован в ближайшем будущем, – микроспутниках «Чибис-М» и «РЭЛЕК»;. Первый будет выведен на орбиту с помощью грузового корабля «Прогресс М-13М» в январе 2012 года, а запуск второго ожидается через 1–1,5 года. «Таким образом, за пару лет в космос отправится целая „флотилия“ спутников для изучения явлений в верхних слоях атмосферы», – констатировал Панасюк.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
FacebookTwitterВконтактеTelegramInstagram

На околоземную орбиту выведен спутник МГУ имени М.В. Ломоносова «Монитор-1» для мониторинга радиационно-опасных потоков протонов
10.08.22 00:07 | MsuNews.Ru
По сообщению интернет-издания Научная Россия, со ссылкой на информацию пресс-службы МГУ, 9 августа 2022 года с космодрома Байконур состоялся успешный запуск ракеты-носителя «Союз-2.1б». На орбиту был выведен космический аппарат МГУ имени М.В.

Старший научный сотрудник ГАИШ МГУ имени М.В. Ломоносова выдвинул гипотезу о причинах ускорения вращение Земли
06.08.22 18:00 | MsuNews.Ru
Скорость вращения нашей планеты периодически меняется. Эти изменения незаметны обычным людям, но играют важную роль для спутниковых навигационных систем. Рекорд был установлен 29 июня. В этот день сутки оказались короче чем обычно на 1,59 миллисекунды.

Ректор МГУ академик В.А. Садовничий прокомментировал утвержденный правительством план мероприятий Десятилетия науки и технологий