Спутник «Университетский – Татьяна-2» на испытательном стенде.
Фото с сайта www.vniiem.ru.
Университетский спутник «Татьяна-2» обнаружил «неопознанные космические явления»
13.10.11 00:25 | MsuNews.Ru

Результаты недолгой работы на околоземной орбите микроспутника МГУ им. Ломоносова «Университетский-Татьяна-2» приятно удивили ученых: запущенный в 2009 году аппарат проработал всего 4 месяца, однако с его помощью удалось обнаружить абсолютно новые физические явления. Об этом сообщил сегодня в эксклюзивном интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС директор Научно-исследовательского института ядерной физики им. Д.В. Скобельцына (НИИЯФ МГУ) Михаил Панасюк.

Он напомнил, что научная программа «Татьяны-2» явилась продолжением исследований, проведенных на предыдущем космическом аппарате – «Татьяна-1». Установленная на нем уникальная научная аппаратура позволила зарегистрировать в верхних слоях атмосферы Земли кратковременные атмосферные свечения (транзиенты), которые называют спрайтами, эльфами и голубыми струями, и подтвердить связь этих явлений с грозами (молниями).

Результаты миссии космический аппарат «Татьяна-2», оснащенного еще более совершенным детектором ультрафиолетовых излучений и красного света (ДУФиК), стали сенсационными: были обнаружены два новых класса физических явлений, которые могут быть не связаны с грозами.

Первым неожиданным результатом стали не обязательно связанные с облачными районами серии последовательных вспышек в ультрафиолетовом и красном свете. «Оказалось, что существует особый класс явлений – квазипериодичные всплески в верхних слоях атмосферы. Мы в течение нескольких минут регистрировали в непрерывном режиме последовательную цепочку событий. За это время спутник пролетел тысячи километров, в том числе и над областями, где не было никакой облачности, а световые вспышки, тем не менее, наблюдались», – рассказал Панасюк. Ученые пока не пришли к однозначным выводам, чем были вызваны эти вспышки /возможно, возбужденной ионосферой Земли или потоками заряженных частиц снизу или сверху/, однако уже ясно, что «в верхних слоях атмосферы существуют процессы более сложные, чем это „заложено“ в широко обсуждаемую модель генерации транзиентов», убежден руководитель НИИЯФ МГУ.

Кроме того, космический аппарат «Татьяна-2» получил еще один совершенно новый результат: его аппаратура зафиксировала непонятное явление – слабые вспышки, которые наблюдались в широком интервале долгот и широт. «Оказалось, что в отличие от мощных событий, которые в основном концентрируются над материками, также как и молнии во время гроз, слабые транзиенты /вспышки/ распределены равномерно над всей поверхностью Земли», – пояснил Панасюк. Приоткрыть завесу тайны ученые планируют с помощью более совершенной аппаратуры, которая будет установлена на следующем университетском спутнике – «Ломоносов» (запуск намечен на весну 2012 года). В частности, с помощью очень чувствительного орбитального телескопа ТУС планируется проследить процесс возникновения этих явлений в динамике и, возможно, понять начальную фазу событий.

Помимо «Ломоносова», аппаратура НИИЯФ для изучения космических вспышек будет установлена еще на двух космических аппаратов, запуск которых запланирован в ближайшем будущем, – микроспутниках «Чибис-М» и «РЭЛЕК»;. Первый будет выведен на орбиту с помощью грузового корабля «Прогресс М-13М» в январе 2012 года, а запуск второго ожидается через 1–1,5 года. «Таким образом, за пару лет в космос отправится целая „флотилия“ спутников для изучения явлений в верхних слоях атмосферы», – констатировал Панасюк.

В Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова разработали устройство для плазменной обработки поверхностей
21.08.18 13:55 | MsuNews.Ru
Молодые учные физического и химического факультетов Московского государственного университете имени М.В. Ломоносова разработали устройство для плазменной обработки поверхностей, сообщает Информационно-аналитический центр «МедиаНьюс».

С борта МКС запустили спутники с разработанными НИИЯФ МГУ имени М.В. Ломоносова датчиками «космической погоды»
17.08.18 08:38 | MsuNews.Ru
Научно-образовательные наноспутники «СириусСат-1» и «СириусСат-2» от сколковской компании «СПУТНИКС» запущены накануне с борта МКС, сообщается на сайте Фонда Сколково. За работой российских космонавтов на поверхности МКС, осуществивших запуск…

Ученые МГУ имени М. В. Ломоносова разработали систему для автоматического сбора космического мусора
16.08.18 10:18 | MsuNews.Ru
Российские ученые из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова предложили систему, которая может автоматически собирать космический мусор при помощи тросов, и математически смоделировали ее функционирование. Об этом сообщила газета «Известия».