«Комсомолка» пыталась разобраться, почему на проспекте Вернадского вместо научного кластера по-прежнему стоит целый гаражный город? Около тысячи жителей столичного района «Раменки» написали письмо в прокуратуру. Требуют разобраться со здешними трущобами, раскинувшимися на территории больше десятка гектаров. Район новая территория МГУ имени М.В. Ломоносова- место статусное, красивое. Это если по фасадам центральных улиц судить. Многие москвичи и не знают, что за библиотекой университета, между проспектами Вернадского и Ломоносовским, уже который десяток лет медленно, но верно расползается так называемый «Шанхай».
Официально это гаражно-стояночный кооператив (ГСК) «Стрела» и еще несколько более мелких подобных образований. По факту - странный лабиринт разномастных гаражей, сделанных из всякого хлама. Считается, что сюда попадает большая часть угнанных в разных районах Москвы машин. Правда, полицейские рейды добираются сюда нечасто. Самый громкий - в январе 2013-го. В «Шанхай» ворвался ОМОН и, пока местные обитатели не очухались, прошерстил автосервисы (владельцы обычно называют их автоклубами, где мужики якобы ковыряются в машинах из спортивного интереса). В итоге нашли несколько свежеугнанных авто и целые склады явно бэушных запчастей, выявили несколько точек, где «мастера» перебивают на ворованных тачках номера, задержали более 50-ти работавших здесь нелегалов-таджиков. Собственно, все. «Шанхай» с тех пор никто не трогал. И только его обитателям ведомо, что там творится.
И вот у жителей Раменок появился шанс наконец-то избавиться от этого чуда-юда. На этом самом месте собираются строить отечественный аналог американской Силиконовой долины. Научный кластер «Воробьевы горы» - лаборатории, исследовательские центры, суперсовременные предприятия. По плану ровненькие прямоугольники корпусов, окруженные зеленью, должны появиться уже к 2018 году. Но «Шанхай» жив. Почему?
Прошлой осенью мы здесь уже были, когда писали о новой московской моде обустраивать гаражи под жилые дома. Посмотрели на территории «Шанхая» несколько подобных вариантов, выставленных на продажу (от 1,5 млн. рублей, - Ред.). Это здешние кирпичные двухэтажки, где первый этаж - гараж, а второй - несколько жилых комнат с ванной и санузлом. Отопление - электрическое, еду готовят на газовых баллонах. По закону гараж — нежилое помещение. Но кого это волнует? Кто это проверит? Во многих таких гаражах живут приезжие из Средней Азии или Закавказья — работники местных автомастерских. Порой даже семьями вселяются. Кое-где можно увидеть и женщин.
- Проверки? Ну, раз или два в год побеспокоят тебя полицейские, - рассказывает владелец дома-гаража Аслан. - Они для «палочки» иногда сюда приезжают, если угон какой-нибудь. Машину на территории ищут. На самом деле тут столько гаражей, что если кому-то надо будет танк спрятать, никто в жизни не найдет. В общем-то, осматривают только гаражи, и даже регистрацию тут никогда не проверяют.
Жизнь вокруг кипит. Таджики и киргизы увлеченно ковыряются в кишках авто. Выглядывающая со второго этажа женщина вяло переругивается с загорающим у гаража на солнышке мужем. На многих «улочках» вдоль обочин скапливаются груды обглоданных до косточек автомобильных кузовов. Многие, судя по всему, валяются здесь много лет. Натыканные кое-где плакаты, предупреждающие, что брошенные на проезжей части машины будут эвакуированы, смотрятся издевкой. Мест вдоль «улиц», правда кое-где уже не хватает и «шанхайцы» как-то умудряются забрасывать ржавые остовы бывших «Жигулей» и «Тойот» на крыши гаражей. Такая двухуровневая свалка получается. Порой даже кажется, что едва ли не половина «сдохших» в Москве автомобилей покоится с миром здесь, в «Шанхае».
Да сюда туристов можно за деньги водить - показывать трущобы наподобие бразильских фавел! Правда, появляющихся в «Шанхае» посторонних местные подозрительно осматривают с ног до головы. Иногда свистят вслед. Но на всякий случай с этой публикой лучше в диалог не ввязываться.
Здешнее «место силы» - пересечение «центральной улицы» (так тут иногда называют ряд, ведущий вглубь ГСК от шлагбаума на въезде) и уходящей направо 5-й линии. Кафе национальной кухни «Халяль» - хлипкая на вид щитовая деревянная постройка, 6-7 столиков и открытая дверь на кухню, где что-то шкварчит на плите. Место для встреч и переговоров. В принципе, здесь всегда хватает посетителей, но по вечерам вообще аншлаг. Кафе — халяльное (то есть, еду готовили из животных, забитых по всем законам ислама и никакой свинины), поэтому собираются здесь в основном бородатые мужчины. Кавказцы, азиаты. Уж не знаю, что они здесь делают, целыми днями охраняют свои машины в гаражах или тоже в автосервисах работают.
Вообще, в «Шанхае» не меньше полдюжины кафе, где работягам из нелегальных мастерских подают плов, лагман или шурпу. Но вывеска есть только у «Халяля». Остальные как бы и не кафе. Почему-то кажется, что Роспотребнадзор об их существовании не знает и никогда не проверял. Примерно столько же разбросано по территории магазинчиков. Но они тоже без вывесок. Они же для своих. Кому надо, тот знает, где тут какая инфраструктура.
Победить «Шанхай» (он же ГСК «Стрела», он же бывший ГСК «Наука», бывший «Прогресс», «Мотор» и «Звук») пока не удается. Например, стало однажды достоянием общественности официальное письмо в ГСК «Стрела», подписанное проректором МГУ Черняевым. Суть: на земельном участке, принадлежащем университету, вы возвели незаконные строения. Требуем в кратчайшие сроки их снести и «в течение 10 дней проинформировать МГУ имени М.В. Ломоносова о проделанной работе». Ага. Гаражей только больше стало. При этом ясно ведь: раз все эти гаражи-дома-кафе установлены на земле МГУ незаконно, то и за снос их никто никаких компенсаций платить не будет. Однако торговля гаражами в «Шанхае» по-прежнему кипит. И продавцы каждый раз успокаивают владельцев, мол, не бойтесь, больше 30 лет ГСК стоит и еще столько же простоит запросто. Последние несколько лет актив кооператива мастерски отбивается от любых предписаний - периодически меняя юридические названия.
- Вот, одно было название. Потом они переизбрались, кооператив стал называться по-другому. Потом делились на несколько частей, - объясняет Игорь Окунев, который долгое время был главой управы района Раменки и «бодался» с «Шанхаем», а ныне зампрефекта Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. - ГСК постоянно находится в каком-то юридическом движении. Самое главное, что они чувствуют свою безнаказанность. Когда мне приходилось с ними встречаться, приходил их адвокат, якобы, они законно там стоят, земля была выделена.
Спору нет, жителям Раменок в этом месте еще в советские времена действительно законно выделили место под гаражи. Но вот когда началась перестройка... Предприимчивые люди стали организовывать автомастерские, начали ставить торговые палатки, - продолжает Окунев. - ГСК рос и вглубь, и вширь, и в стороны. Там же огромное пространство, целый микрорайон уже. По хорошему, чтобы как-то следить там за порядком, нужно специальное подразделение полиции. Кстати, мы в свое время делали анализ, кому принадлежат эти гаражи. Выяснилось, что жителей Раменок там уже давно очень мало, многие владельцы на самом деле живут в других районах Москвы. Некоторые даже в Подмосковье. Победить-то «Шанхай» можно. Но это не уровень района, и даже не уровень города.
Комсомольская правда