В среду, 13 февраля, в стенах Московского университета началось чтение
Межфакультетских учебных курсов — специальных курсов лекций, которые преподаватели различных факультетов МГУ читают для студентов всех факультетов нашего университета. Основная задача межфакультетских курсов — дать возможность всем студентам расширить свой кругозор; получить знания за пределами предметной области, в которой они специализируются; получить навыки, которые пригодятся им в профессиональной деятельности и будущей карьере.
Всего было предложено 107 курсов, на которые записались более 15 тысяч студентов со всех факультетов МГУ (причем более двух тысяч записались сразу на два курса, благо расписание это позволяло). При этом 3 тысячи записавшихся — это студенты 1 и 2 курсов, для которых посещение межфакультетских курсов не является обязательным. Более 80 процентов записавшихся пришли на первые лекции. На отдельных факультетах явка составила 100 процентов. Например, на курсах «Молекулярная биология митохондрий» и «Язык R и его применение в биоинформатике», организованные факультетом биоинженерии и биоинформатики. В отдельных случаях явка была еще выше: двери аудиторий были открыты для всех студентов, даже тех, кто по каким-либо причинам не успел внести свое имя в заветный список.
Каковы же итоги первого дня этого важного начинания? Более половины всех зарегистрировавшихся студентов выбрали один из 20 наиболее популярных курсов; первые три места в этом рейтинге прочно заняли курсы
экономического факультета. Наиболее популярным оказался курс «Основы предпринимательства». Почему студенты его выбрали? «Это как бизнес-семинар за 100 тыс. рублей, только бесплатно», — делится своими впечатлениями студент 4 курса исторического факультета. На первой лекции рассказывали о том, что волнует многих молодых людей, вне зависимости от факультета, на котором они учатся: чем хорошо и чем плохо иметь свой бизнес. Преподаватели
экономического факультета, читавшие лекции (всего экономисты заявили 10 лекций) дружно отмечали удивительную, полифоничную, полипрофессиональную атмосферу, царившую на факультете. По словам декана экономического факультета А.А. Аузана, это был по-настоящему общеуниверситетский день — день, когда студенты всех факультетов сидели бок о бок, чтобы слушать, смотреть, записывать, узнавать…
Межфакультетские курсы дали возможность студентам «протоптать новые дорожки» — как в прямом, так и в переносном смысле: прийти в новый корпус, на новый факультет, завести новых друзей, расширить свои интересы. Уже в самый первый день межфакультетские курсы стали инструментом обмена интеллектуальными ресурсами внутри университета — обмена, в выигрыше от которого остаются и студенты, и преподаватели.
Нужность и важность такого рода курсов отмечают в один голос преподаватели и студенты. Есть предметы, которые по своему определению носят междисциплинарный характер — так обстоит дело с переводом, который объединяет физиков и лириков, «технарей» и «гуманитариев». Курс лекций «Перевод в глобальном мире: теория и методология» читает декан высшей школы перевода Н.К. Гарбовский. На лекции присутствовали студенты 22 факультетов (!), а опоздавшим не хватало места и они садились на лестницу в проходе, только чтобы прикоснуться к заинтересовавшему их предмету. И это не единственный случай! По сообщениям очевидцев, на курсе «Современная русская литература и классика XX века (модернизм, постмодернизм, реализм)» «люди и сидели на ступеньках, и стояли по стеночкам». Часто люди заходили в аудиторию в середине лекции, а потом признавались, что так и не смогли определиться с курсом, который надо выбрать, поэтому решили заглянуть сразу на несколько лекций, а уже затем сделать окончательный выбор.
На историческом факультете аудитории начали заполняться за полчаса до начала лекции, а когда лекция закончилась, никак не хотели расходиться. Декан
исторического факультета С.П. Карпов, читающий курс лекций «Основы средневековой цивилизации», емко выразил основные особенности межфакультетских курсов: междисциплинарность, просветительство, возможность расширить рамки традиционного образования. Аудитория, в которой собрались студенты разных факультетов, слушала лекцию, затаив дыхание. Столь же неподдельный интерес вызвал курс «Советское государство и общество в 1920-1950-е гг.». В заполненной аудитории, где собрались
математики,
географы,
экономисты,
юристы,
филологи,
журналисты, царила семейная атмосфера; студенты не желали расходиться и после окончания лекции.
Практически все лекторы отмечают характерные особенности — высокий уровень интереса студентов. С одной стороны, в аудиториях стояла непривычная тишина: вместо того чтобы, как это часто бывает на лекциях, переговариваться о чем-то своем, студенты слушали и записывали, а ближе к концу лекции задавали вопросы, которые свидетельствовали о неподдельном интересе, желании и готовности учиться. Со своей стороны, преподаватели делали все, чтобы сделать свои предметы понятными зачастую достаточно разнородной аудитории — активно использовали различные аудио-, визуальные и раздаточные материалы, интерактивные и инновационные методики. Большое значение для студентов играет возможность получить в электронной форме презентации, которые были показаны во время лекции. Очень позитивно была воспринята открытость преподавателей, готовность продолжить обсуждение интересующей студентов тематики за пределами аудитории, в том числе, и в электронной форме. Студенты, со своей стороны, обещали прислать свои впечатления и обозначить вопросы, которые их интересуют в первую очередь (в рамках тематики курса, разумеется).
С самого начала факультет журналистики решил записать курс «СМИ и журналистика в современном обществе», который, к слову, читает декан факультета Е.Л. Вартанова, на видео и выложить в Интернете в открытом доступе, чтобы курс могли послушать и те, кто не попал в аудиторию, выбрав другой не менее важный и интересный курс. Инициативу журналистов подхватили и другие факультеты, которые решили последовать их примеру и также вести видеоархив своих межфакультетских курсов.
Рассказ об этом дне можно продолжать еще долго, но закончить хотелось бы вот на чем. Многие преподаватели, читающие межфакультетские лекции, сожалели, что подобных лекций не было в те времена, когда они сами были студентами. Филологи бы с удовольствием в дополнение к своей основной специальности прослушали курсы по астрономии и химии, физики — психологию и востоковедение, и список можно продолжать. Но самое главное, что теперь такая возможность есть у студентов всех курсов и всех факультетов МГУ.
СМИ МГУ