Интервью ректора МГУ имени М.В. Ломоносова о перспективах Университета и путях повышении качества высшего образования

Автор темы Новости 
14.01.2012 15:59
Интервью ректора МГУ имени М.В. Ломоносова о перспективах Университета и путях повышении качества высшего образования
Комментарии к новости: Интервью ректора МГУ имени М.В. Ломоносова о перспективах Университета и путях повышении качества высшего образования

В Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова идет серьезное обновление оборудования. Определено около десяти приоритетных направлений развития: в том числе исследования космоса, супервычисления, медицинский центр, биотехнологии, науки о земле и цикл гуманитарных исследований. О том, сколько университетов нужно России, зачем полетит на орбиту университетский спутник «Ломоносов» корреспонденту «Российской газеты» рассказал ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик РАН Виктор Садовничий.

Читать полный текст
15.01.2012 19:07
Ректор МГУ Виктор Садовничий предложил определить минимальное число самых необходимых в России университетов
Ректор МГУ Виктор Садовничий предложил определить минимальное число самых необходимых в России университетов. В интервью "Российской газете" во вторник, по-моему, Садовничий заявил, что, по его мнению, слияние многих вузов, которое проводится в России сейчас, необходимо осуществлять, определив прежде самые важные для страны учебные заведения.

Он сказал: "Иногда говорят, нам нужно 50, 100 университетов. Я боюсь этих цифр. Я бы пошёл с другого конца, определил нижнюю планку, минимум университетов, без которых не обойтись". В итоге Садовничий предложил ввести в стране систему, когда студенты вообще смогут получать знания сразу в нескольких образовательных центрах.

Вести ФМ
15.01.2012 19:17
Ректор МГУ предлагает отзывать лицензии у вузов, предоставляющих образовательные услуги низкого качества
По словам академика Российской академии наук, ректора Московского государственного университета им.М.В. Ломоносова. В.Садовничего, у тех высших учебных заведений, которые предоставляют образовательные услуги низкого качества и которые не обладают своим педагогическим, научным потенциалом, необходимо лицензию отзывать. Однако, в тоже время, ряд высших учебных заведений Российской Федерации нужно укрупнить.

Существует и такой способ, как перепрофилирование высшего учебного заведения. При этом можно использовать, так называемую, академическую студенческую мобильность: им нужно предлагать программы в различных центрах. Конечно же, повышение качества образования в вузах остается одной из наиболее серьезных проблем. Решение вопроса потребует систематической работы в сфере образования. С этой целью рассматривается возможность определения нижней планки, или минимального количества университетов на территории Российской Федерации, минимальных требований к материально-технической базе вузов и его профессорско-преподавательскому составу. Тогда, на основании полученных данных можно приступать к реорганизации, укрупнению высших учебных заведений.

К примеру, российское правительство приняло программу развития Московского государственного университета до 2020 года. Данная программа финансируется из 2-х источников: бюджетные и внебюджетные средства, которые предназначены лишь для приобретения соответствующего оборудования. Было определено несколько приоритетных направлений: биотехнологии, исследования космоса, супер вычисления, медцентр, науки о земле, гуманитарные исследования. Следует отметить, что МГУ является единственным в мире вузом, где проводятся запуски спутников. На сегодняшний день были запущены 3 спутника, и готовится к запуску 4-ый спутник: тяжелый спутник «Ломоносов», созданный совместно с японскими, американскими и мексиканскими учеными. Основная задача этого спутника заключается в изучении высоких слоев атмосферы (высота 800 км) и различных излучений в них.

В МГУ имени М.В. Ломоносова кроме таких инженерных факультетов, как биоинженерия, биоинформатика и фундаментально-инженерного факультета, планируется открытие фундаментальной физико-химической инженерии. Не секрет, что фундаментальное образование должно быть связано с уровнем высоких технологий. В настоящее время МГУ обладает пятью филиалами в странах СНГ, которые находятся в Севастополе, Ташкенте, Баку, Астане, Душанбе (самый молодой). В этих филиалах обучается три тысячи студентов. Еще около шестисот студентов из СНГ обучаются непосредственно в Москве. А в филиалы МГУ в странах дальнего зарубежья в 2011 году было зачислено 662 человека.

Новости образования
16.01.2012 01:47
Фундаментальное образование в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова
Являясь в прошлом студентом геологического и педагогического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, а ныне сторонним наблюдателем, я изучала динамику развития Московского Университета на протяжении 6 лет. Я отчетливо вижу негативные тенденции. Косвенные признаки указывают на недостатки структуры в целом. Наше поколение успело получить качественное образование.Хо тим ли мы, чтобы понятие «фундаментального» образования существовало и дальше?

Что такое Московский Государственный Университет сейчас? Это отрицание как технологического, так и педагогического прогресса. Опросы студентов и преподавателей показали, что Университет полностью отрицает обучение на примере новейших технологий и теорий, ссылаясь на нехватку бюджетных денег и неэффективное их использование. Содержание лекций, семинаров и лабораторных работ мало изменилось за последние 50 лет.Это устаревшая система образования, зачастую игнорирующая даже возможности использования интернета в учебном процессе.

Диплом МГУ, по мнению работодателей, уже не знак качества. Знания все чаще остаются невостребованными на рынке труда. Мы держимся только за счет особо талантливых студентов, занимающихся самообразованием, совмещающих работу и учебу, получающих несколько дипломов одновременно, в том числе за рубежом. Как будущие выпускники будут выглядеть на мировом рынке? Конкуренция увеличивается за счет глобализации, а отставание в уровне образования только растет. Это неуважение к основному источнику дохода, к своим клиентам – студентам, к условиям их обучения и проживания. Можно ли поспособствовать развитию Человека с большой буквы, унижая его подобным образом?

Университет имени Ломоносова (Lomonosov MSU) – лицо образования всей России за рубежом. Как выглядит это лицо? Это антисанитария в общежитиях и пунктах питания, это гниющие стены, это несвоевременный ремонт, общая угнетающая атмосфера. Главное здание на Воробьевых горах – это не «задний двор», чтобы содержать его подобным образом.

Кроме того, студенческие объединения не представляют собой серьезной силы, способной влиять на развитие учебного процесса. Деятельность союза в основном формальна и не заметна рядовому студенту. Студенты и талантливые преподаватели помогают нашему образованию стоять на ногах, но они все менее слышны и чаще не заметны. Инициативность, инновации - это пустые слова, поглощенные монументальными мраморными стенами.

Это нехватка здорового кадрового состава. Никто не хочет оставаться преподавать, работать, вкладываться в развитие Университета, за редким исключением проявлений альтруизма. Помимо не нашедших себя в другой области и единичных, но, к сожалению, не вечных, преподавателей-алмазов, не остается никого. Изучив на педагогическом факультете «как должно быть» и сравнив это с тем «как есть», я могу с уверенностью сказать, что нынешние методы преподавания демотивируют студента и не эффективны в 80% случаев. По исследованиям профессоров, интеллектуальные показатели среднего студента МГУ падают в процессе обучения.

Это отсутствие грамотного управления, нехватка компетентности в вопросах администрации. Задачей администрации является правильно организовывать учебный процесс и помогать студентам и преподавателям. Университетская администрация допускает ошибки, ляпы, опоздания, путаницу с расписаниями и с программами обучения, вольготное отношение к собственным должностным обязанностям.

Тем не менее, я благодарна университету за тот вклад, что он сделал в развитие моей личности, за предоставление возможности общаться с интересными и талантливыми людьми, за фундаментальные знания, которые я получила совершенно бесплатно.

Но лучший вуз страны имеет обязательства перед прошлыми, нынешними и будущими студентами, и не имеет права настолько стремительно катиться вниз.
МГУ им. М.В. Ломоносова - это не просто образовательная структура, это бренд на рынке образовательных услуг, теряющий доверие своей аудитории. Университет на данный момент не способен создать свой основной продукт – выпускника – качественно.

Понимаем ли мы, что репутация нашего образования и, как следствие, страны уходит вниз сантиметр за сантиметр, также как здание Университета на Воробьевых горах устойчиво сползает в Москву-реку?


Курапова Анна
2011 год



Редактировалось 1 раз(а). Последний 16.01.2012 11:20.
17.01.2012 23:20
Утвержденная В.Путиным в 2010 году Программа развития Московского государственного университета
Цитата
kurapova
Что такое Московский Государственный Университет сейчас? Это отрицание как технологического, так и педагогического прогресса. Опросы студентов и преподавателей показали, что Университет полностью отрицает обучение на примере новейших технологий и теорий, ссылаясь на нехватку бюджетных денег и неэффективное их использование. Содержание лекций, семинаров и лабораторных работ мало изменилось за последние 50 лет.Это устаревшая система образования, зачастую игнорирующая даже возможности использования интернета в учебном процессе.

Диплом МГУ, по мнению работодателей, уже не знак качества. Знания все чаще остаются невостребованными на рынке труда. Мы держимся только за счет особо талантливых студентов, занимающихся самообразованием, совмещающих работу и учебу, получающих несколько дипломов одновременно, в том числе за рубежом. Но лучший вуз страны имеет обязательства перед прошлыми, нынешними и будущими студентами, и не имеет права настолько стремительно катиться вниз.

МГУ им. М.В. Ломоносова - это не просто образовательная структура, это бренд на рынке образовательных услуг, теряющий доверие своей аудитории. Университет на данный момент не способен создать свой основной продукт – выпускника – качественно. Понимаем ли мы, что репутация нашего образования и, как следствие, страны уходит вниз сантиметр за сантиметр, также как здание Университета на Воробьевых горах устойчиво сползает в Москву-реку?
Курапова Анна
2011 год

Ректор МГУ Виктор Садовничий представил журналистам программу развития Московского государственного университета до 2020 года, утвержденную премьер-министром Владимиром Путиным. На реализацию программы университет получит из бюджета в ближайшие два года 5 млрд рублей. Прессе были представлены только несколько пунктов программы, полный ее текст появится на сайте университета позже. Тем не менее из того, что было обнародовано, можно сделать вывод, что МГУ пойдет по отличному от других вузов пути развития. В университете считают, что программа должна стать «эталоном для выработки стратегических ориентиров развития высших учебных заведений России».

Концепцию развития на ближайшее десятилетие МГУ должен был разработать согласно президентскому закону «О Московском государственном университете и Санкт-Петербургском государственном университете», который придал двум вузам особый статус. По закону вузы могут прорабатывать собственные образовательные программы и выдавать дипломы собственного образца. Как рассказали «Газете.Ru» в МГУ, сейчас университет разрабатывает 700 уникальных образовательных стандартов.

Студенты будут обучаться в основном по программам специалитета и магистрата, специальностей с программой бакалавриата будет меньше. Многие студенты-специалисты будут учиться шесть лет. «Мы хотим за шесть лет подготовить выпускника нового типа, чтобы он был «заточен» не только под свою специальность, но и обладал достаточной широтой и кругозором, знал языки. Мы посчитали, что шесть лет — нормальный срок, за который можно подготовить такого специалиста», — цитирует слова ректора Садовничего РИА «Новости».

За первые полтора года, отметил также ректор, студент должен получить «межфакультетскую подготовку»: так, студенты по специальности «высшая математика» в первые полгода будут изучать такие предметы, как философия, история, иностранные языки. Причем на иностранные языки, как сказано в программе, будет выделено 20% времени от общего объема часов научно-образовательной программы. Если в середине пятого курса студент-специалист решит пройти еще и программу магистрата, то в итоге, закончив университет, он сможет получить два диплома — и специалиста, и магистра.

Всего в МГУ откроется 100 новых программ магистратуры, которые будут доступны и для выпускников других вузов. Шестилетнее обучение по программам специалитета начнется в МГУ, как отметил Садовничий, уже в 2011 году. Тогда же университет начнет выдавать дипломы нового собственного образца. «Это будут дипломы, которыми можно гордиться. Будет изменена система вкладышей, она будет интегрирована в международную форму. Мы хотим подчеркнуть, что ребята подготовлены по особенным стандартам», — ответил Садовничий.

К 2020 году МГУ планирует на 40% увеличить количество студентов — с 50 до 70 тысяч, включая бюджетные и внебюджетные места. В МГУ станет больше учащихся из стран СНГ, Западной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии (планируется, что 35% студентов университета будут именно иностранцами). Планируется расширить сеть филиалов и представительств МГУ за рубежом. Число студентов из российских регионов увеличится с 50% до 70%. Станет больше и преподавателей (сейчас их 11 тыс., будет 14 тыс.). В целом научно-преподавательский состав достигнет 28 тыс. человек.

За ближайшие 10 лет, как планирует руководство университета, переподготовку по новым программам (в том числе программам повышения квалификации) в МГУ пройдут 10 тыс. сотрудников других вузов, 6 тыс. школьных учителей и 3 тыс. работников сектора экономики.

В университете также планируется создание международных журналов с редакциями за рубежом, англоязычных версий существующих российских научных журналов, новых совместных проектов с зарубежными вузами. До 15% вырастет количество преподавателей и профессоров, преподающих в зарубежных высших учебных заведениях, Имя одного преподавателя в зарубежных научных изданиях в среднем будет упоминаться 70 раз (на сегодняшний день в среднем это примерно 40 ссылок в год). Профессорско-преподавательский состав МГУ будет состоять на 60% из кандидатов и докторов наук и на 20% — из профессоров зарубежных вузов.

Для реализации всех этих целей в МГУ планируется построить: новое общежитие для студентов площадью 80 тыс. кв. м,; три новых учебных корпуса по 100 тыс. кв. м,; пять научно-производственных корпусов по 35 тыс. кв. м,; технопарк, кавказскую горную обсерваторию в урочище Шатджатмас в 30 километрах от Кисловодска и медико-биологический инновационный инкубатор. Среди будущих объектов строительства Садовничий особенно выделил научно-учебный центр по нанотехнологиям в области физических, химических, биологических и геолого-минералогических наук и наук о новых материалах на 40 тыс. кв. м.

Приоритетными направлениями подготовки в МГУ называют «энергоэффективность, наноматериалы и бионаносистемы». Активно в университете собираются использовать суперкомпьютеры, в том числе в области энергоснабжения и создания лекарственных препаратов.

Планируется существенно расширить исследования в области: космоса — «астробиологии и космической биотехнологии, дистанционного зондирования Земли, спутниковой томографии атмосферы и ближнего космоса, высокоэнергичного излучения Вселенной». В университете появится дисциплина «космическое материаловедение». Всего в программе развития главное вуза страны 10 приоритетных направлений. В МГУ хотят создать также свое телевидение и свое информационное агентство, а также огромные электронные базы и библиотеки.

Садовничий признал, что на реализацию программы придется потратить намного больше выделенных 5 млрд. Деньги собираются брать из «внебюджетных средств». После встречи с ректором МГУ премьер Владимир Путин заявил, что «с 2014 года, из внебюджетных источников для развития МГУ может быть привлечено до 50 млрд руб.». Сам Садовничий считает, что эта цифра может достигнуть 77 млрд руб.
В программе говорится, что она может стать «эталоном развития высших учебных заведений России». Но чиновники и эксперты пока относятся к этому скептически.

Представитель Рособрнадзора сказал, что «в силу объективных причин два университета имеют ряд привилегий», которыми не обязательно впоследствии будут обладать и другие вузы. В ведомстве не считают, что концепция развития главного вуза страны означает в ряде пунктов и концепцию развития высшего образования России в целом. «Если есть люди, готовые учиться в МГУ шесть лет, а такие есть, и если они востребованы на рынке, то почему нет? Не должно быть единообразия, но остальные вузы должны подчиняться общим правилам», — сказал собеседник.

Зампредседателя комитета «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг» Виктор Панин отметил, что «расхождения линии МГУ с официальной линией образовательных структур заметно в программе и бросается в глаза». «Это смущает, но то, что принято на правительственном уровне, не значит, что будет применяться к другим. По действиям даже такого кита в образование, как Виктор Садовничий, сложно сейчас говорить, какие тенденции будут превалировать в системе в течение ближайших лет, большинство экспертов не может сделать объективных прогнозов», — отметил он. При этом Панин сказал, что лично приветствует «нотку реалистичности и либеральности, не совпадающую с официальной позицией». «То, что у нас крупнейший университет имеет возможность на определенную самостоятельность, хорошо и здорово. Надеюсь, что этому примеру кто-то последует практически и дальше», — сказал эксперт.

Полина Никольская



Редактировалось 1 раз(а). Последний 17.01.2012 23:24.
Извините, только зарегистрированные пользователи могут публиковать сообщения в этом форуме.

Кликните здесь, чтобы войти